Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия
собрании народных сказок Даля
Александр Николаевич Афанасьев


ПРИМЕЧАНИЯ: Исцеление. Поп — завидущие глаза В собрании народных сказок В. И. Даля находится еще следующий список этой интересной легенды: Жил-был поп; приход у него был большой и богатый, набрал он много денег и понес прятать в церковь; пришел туда, поднял половицу и спрятал. Только пономарь и подсмотри это; вынул потихоньку поповские деньги и забрал себе все до единой копейки, прошло с неделю; захотелось попу посмотреть на свое добро, пошел в церковь, приподнял половицу, глядь — а денег-то нету! Ударился поп в большую печаль; с горя и домой не воротился, а пустился странствовать по белу свету — куда глаза глядят.
Вот шел он, шел, и повстречал Николу-угодника; в то время еще святые отцы по земле ходили и всякие болезни исцеляли. «Здра(в)ствуй, старче!» — говорит поп. «Здравствуй! Куда Бог несет?» — «Иду, куда глаза глядят!» — «Пойдем вместе».— «А ты кто таков?» — «Я Божий странник».— «Ну, пойдем».
Пошли вместе по одной дороге; идут день, идут и другой; все приели, что у них было. Оставалась у Николы-угодника одна просвирка; поп утащил ее ночью и съел. «Не взял ли ты мою просвирку?» — спрашивает поутру Никола-угодник у попа. «Нет,— говорит,— я ее и в глаза не видал!» — «Ой, взял! — Признайся, брат». Поп заклялся, забожился, что не брал просвиры.
«Пойдем теперь в эту сторону,— сказал Никола-угодник,— там есть барин, три года беснуется, и никто не может его вылечить; возьмемся-ка мы лечить».— «Что я за лекарь! — отвечает поп,— я этого дела не знаю».— «Ничего, я знаю. Ты ступай за мной,-что я буду говорить — то и ты говори».
Вот пришли они к барину. «Что вы за люди?» — спрашивают их. «Мы знахари,— отвечает Никола-угодник. «Мы знахари»,— повторяет за ним поп. «Умеете лечить?» — «Умеем»,— говорит Никола-угодник. «Умеем»,— повторяет поп. «Ну, лечите барина». Никола-угодник приказал истопить баню и привести туда барина. Сейчас истош-ли баню и привели туда больного. Говорит Никола-угодник попу: «Руби ему правую руку».— «На что рубить?» — «Не твое дело! Руби прочь». Поп отрубил барину правую руку. «Руби теперь левую ногу». Поп отрубил и левую ногу. «Клади в котел и мешай». Поп положил в котел и давай мешать. Тем временем посылает барыня своего слугу: «Поди, посмотри, что там над барином деется?» Слуга сбегал в баню, посмотрел и докладывает, что знахари разрубили барина на части и варят в котле. Тут барыня крепко осерчала, приказала поставить виселицу и долго не мешкая, повесить обоих знахарей. Поставили виселицу и повели их вешать. Испугался поп, божится, что он никогда не бывал знахарем и за леченье не брался, а виноват во всем один его товарищ. «Кто вас разберет! Вы вместе лечили».— «Послушай,— говорит попу Никола-угодник,— последний час твой приходит, скажи перед смертью, ведь ты украл у меня просвиру?» — «Нет, — уверяет поп,— я ее не брал».— «Так-таки и не брал?» — «Ей-Богу не брал!» — «Пусть будет по-твоему».— «Постойте,— говорит слугам,— вон идет ваш барин». Слуги оглянулись и видят: точно идет барин, и совершенно здоровой. Барыня тому обрадовалась, наградила лекарей деньгами и отпустила на все на четыре стороны. Вот они шли-шли и очутились в другом государстве; видят — по всей стране печаль великая, и узнают, что у тамошнего царя дочь беснуется. «Пойдем царевну лечить»,— говорит поп. «Нет, брат, царевны не вылечишь».— «Ничего, я стану лечить, а ты ступай за мной, что я буду говорить — то и ты говори». Пришли во дворец. «Что вы за люди?» — спрашивает стража. «Мы знахари,— говорит поп,— хотим царевну лечить». Доложили царю; царь позвал их перед себя и спрашивает: «Точно ли вы знахари?» — «Точно знахари»,— отвечает поп. «Знахари»,— повторяет за ним Никола-угодник «И беретесь царевну вылечить?» — «Беремся»,— отвечает поп. «Беремся»,— повторяет Никола-угодник «Ну, лечите».
Заставил поп истопить баню и привести туда царевну. Как сказал он, так и сделали: привели царевну в баню. «Руби, старик, ей правую руку»,— говорит поп. Никола-угодник отрубил царевне правую руку. «Руби теперь левую ногу». Отрубил и левую ногу. «Клади в котел и мешай». Положил в котел и принялся мешать. Посылает царь узнать, что сталось с царевною. Как доложили ему, что сталось с царевною, гневен и страшен сделался царь, в ту ж минуту приказал поставить виселицу и повесить обоих знахарей. Повели их на виселицу. «Смотри же,— говорит попу Никола-угодник,— теперь ты был лекарем, ты один и отвечай».— «Какой я лекарь!» — И стал сваливать свою вину на старика, божится и клянется, что старик всему злу затейщик, а он не прича-стен. «Что их разбирать! — сказал царь,— вешайте обоих». Взялись за попа за первого; вот уж петлю готовят. «Послушай,— говорит Никола-угодник,— скажи перед смертью: ведь ты украл просвиру?» — «Нет, ей-Богу не брал!» — «Признайся,— упрашивает,— коли признаешься — сейчас царевна встанет здоровою, и тебе ничего не будет».— «Ну, право же, не брал!» Уж надели на попа петлю и хотят подымать. «Постойте,— говорит Никола-угодник,— вон ваша царевна». Смотрят — идет она совсем здоровая, как ни в чем не бывал. Царь велел наградить знахарей из своей казны и отпустить с миром. Стали оделять их казною; поп набил себе полные карманы, а Никола угодник взял одну горсточку. Вот пошли они в путь-дорогу: шли-шли и остановились отдыхать. «Вынимай свои деньги,— говорит Никола-угодник,— посмотрим у кого больше». Сказал и высыпал свою горсть; начал высыпать и поп свои деньги. Только у Николы-угодника куча все растет да растет, все растет да растет, а попова куча ни мало не прибавляется. Видит поп, что у него меньше денег, и говорит: «Давай делиться».— «Давай!» — отвечает Никола-угодник, и разделил деньги на три части: «Эта часть пусть будет моя, эта — твоя, а третья — тому, кто просвиру украл».— «Да ведь просвиру-то я украл»,— говорит поп. «Эка, какой ты жадной! Два раза вешать хотели — и то не покаялся, а теперь за деньги признался! Не хочу с тобой странствовать, возьми свое добро и ступай один, куда знаешь».
В некоторых деревнях эта самая легенда рассказывается с тою отменою, что вместо Николы-угодника странствует с попом сам Господь в образе старца.
В издании немецких сказок братьев Гримм подобная же легенда рассказывает о странствовании апостола Петра вместе с солдатом. Св. Петр исцеляет больных и воскрешает королевну: когда привели его к одру усопшей, он приказал принести котел воды и выслал из комнаты всех домашних. Тогда разнял он все члены умершей на составные части, побросал их в воду, развел под котлом огонь и стал варить, пока все мясо не отделилось от костей. Затем белые кости были вынуты на стол; апостол сложил их вместе в том порядке, какой назначен самою природою, и трижды сказал: «Восстань во имя всемогущей Троицы!» Королевна восстала живою, здравою и прекрасною.
Как в русской легенде поп не признается, что съел просвиру, так в немецкой — солдат, что съел сердце жареного ягненка.
Следующая страница >>>