Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия
Разрушительная сила молнии и грома и плодотворная сила дождя
Александр Николаевич Афанасьев


ПРИМЕЧАНИЯ: Илья-пророк и Никола Разрушительная сила молнии и грома и плодотворная сила дождя, питающего земную растительность, в мире языческом приписывались у славян Перуну. Известно, что с принятием христианства многие из старинных представлений, согласно младенческой неразвитости народа, были перенесены им на некоторые лица ветхо- и новозаветных святых. Так на Илью-пророка были перенесены все атрибуты и все значение древнего божества молнии и грома, которое представлялось разъезжающим по небу в колеснице на крылатых конях и разбивающим тучи своими огненными стрелами. Поселяне наши до сих пор представляют Илью пророка разъезжающим по небу в огненной колеснице; стук от его езды производит слышимый нами гром". На лубочной картине Илья-пророк изображается на колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями; колеса огненные. Лошадьми управляет ангел; Илья-пророк держит в руке меч. Под влиянием таких верований создалась народная загадка, означающая «гром»: «Видано-невиданно, якого не кидано! То свя-тыйкидав, шоб було хороше ему проихати»". В одном заговоре читаем: «На море на окиане, на острове на Буяне гонит Илья-пророк в колеснице гром с великим дождем. Над тучею туча взойдет, молния осияет, дождь пойдет».
Молнию народ считает за стрелу, кидаемую Ильею пророком в дьявола, который старается укрыться в животных и гадах; но и здесь находит его и поражает небесная стрела. От св. Ильи, по народному верованию, зависят росы, дожди, град и засуха; 20 июля, в день этого святого, ожидают грозы и дождя, который непременно должен пролиться в это число. Белорусская поговорка: «Ильля надзелив гнильля» — означает, что с Ильина дня идут обыкновенно дожди, от которых гниют хлеб и сено в поле'. На этот праздник не косят и не убирают сена, потому что в противном случае св. Илья убьет громом или сожжет накошенное сено молнией". Если град выбивает хлеб местами, то поселяне говорят: «Это Бог карает; он повелел Илье-пророку: когда ездишь в колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою; а которые жадны и не знают милосердия — у тех губи!» Илье-пророку приписывают урожаи, что видно из следующей припевки:
Ходит Илья, Носит пугу (т. е. плеть) Житяную;
Де замахне — Жито росте.
20 июля приготовляют хлеб из новой ржи и приносят в церковь".
Сербские песни также наделяют Илью-пророка молнией и громом; при разделе мира ему достались «мунье и стрийеле» (молния и стрелы), почему сербы и называют его громовником; он запирает облака и посылает за людские грехи засуху на землю. Те же верования связывают с Ильею-пророком и другие народы. Осетины даже приносят ему жертвы; об убитом молнией они говорят: Илья взял его к себе, и чествуют его труп. В некоторых местностях Илью-пророка представляют в мантии огненного цвета, с мечем, на острее которого горит пламя, и в красной шапке на голове.
Такое присвоение грома, молнии и дождей Илье-пророку имеет в основании те аналогичные обстоятельства, которые окружают этого святого в ветхозаветных сказаниях. По свидетельству этих сказаний он был живой взят на небо в огненной колеснице, на огненных лошадях; во время своей земной жизни он чудесным образом произвел однажды засуху и пролил дождь. Церковная песнь молит его об отверстии неба и ниспослании дождя; иногда поселяне ставят на воротах чашку ржи и овса и просят священника провеличать Илью на плодородие хлеба.
В Новгороде в старину были две церкви: Ильи-Мокрого и Ильи-Сухого; в засуху совершался крестный ход к первой церкви с мольбами о дожде, а с просьбою о сухой и ясной погоде совершался крестный ход к церкви Ильи-Сухого".
Эти народные верования послужили источником, из которого создались некоторые сказания, живущие в устах простолюдинов, а между ними и напечатанная нами легенда об Илье-пророке и Николае-угоднике.
Следующая страница >>>